«Однажды, я бы хотела проснуться женщиной»:  история о хиджрах, людях «третьго пола»

by «Фотовспышка»
«Однажды, я бы хотела проснуться женщиной»:  история о хиджрах, людях «третьго пола»

«Секс не приносит больше мне удовольствия, но это то, чем я могу заниматься» — Чайна, 26 лет. Shahria Sharmin

Хиджра, так называют одну из каст неприкасаемых в Индии, Бангладеш и Пакистане. В касту входят гендеквиры (люди с ориентацией отличной от общепринятой). Обычно это трансгендеры, интерсекс-люди, геи и кастрированные люди. Их еще называют «третий пол». Это нейтральный и более социально оправданный термин.


«Однажды, я бы хотела проснуться и почувствовать, что я стала женщиной. Такой мягкой и нежной». — Зорина, 25 лет. Shahria Sharmin

Хотя при рождении эти люди обозначаются, как носители мужского пола. На деле они предпочитают себя связывать с женской гендерной идентичностью.

Гуру Мойна. Она усыновила мальчика 12 лет, но он умер. В общине, кроме нее за ребенком, присматривали еще десять хиджр. Shahria Sharmin

Хиджры — социальный феномен Южной Азии. Меньшинство имеет долгую историю и тесно вплетено в культуру этих мест. Правда, за последнее время их социальное признание в Индии, Бангладеш и Пакистане стало сильно различаться. Возможно, на это влияет ослабление позиций индуизма и усиление ислама. Самое сложное положение у хиджр в Бангладеше. Из-за гонений и угнетений многие вынуждены бежать в Индию.

Без названия. Shahria Sharmin

У хиджр нет семей. Они могут принадлежать к разным социальным слоям, но предпочитают жить небольшими общинами. Здесь они находят понимание, убежище и тепло человеческих отношений.


Я чувствую себя русалкой. Мое тело говорит, что я мужчина, но моя душа доказывает, что я женщина. Я словно цветок, только цветок из бумаги. Меня всегда будут любить на расстоянии и бояться прикоснуться, чтобы не почувствовать запах и не влюбиться». — говорит 51-летняя Хина из Дакки, Бангладеш.

Исторически главным источником заработка для хиджр было участие в свадьбах. В местной культуре считается, что их благословение способно наделить новый дом процветанием, а землю плодородием.

Панна, 52 года, в ожидании клиента. Shahria Sharmin

Сейчас хиджры вынуждены заниматься попрошайничеством и проституцией. Многие воспринимают их поведение как отклонение от норм и не пытаются понять их мир.

Хотя современный мир пусть и c откатами движется на пути гуманизма и принятия инаковости, хиджры еще долго не получат возможность вести нормальную жизнь. Им не дают получить даже начальное образование, не дают приходить в храмы, где они смогли бы молиться, государственные и коммерческие организации не хотят видеть таких людей своими сотрудниками.

«Я предпочитаю определять свою идентичность, как третий пол». — Чайти, 23 года. Shahria Sharmin 

Но некоторые люди не хотят мириться с этой несправедливостью. Фотограф из Бангладеш и член сообщества Lens Culture, Шархия Шармин начала снимать хиджр с 2012 года. Ей удалось завоевать доверие многих представителей «третьего пола».

Шархия надеется, что голос хиджр будет услышан и на это сообщество обратят внимание некоммерческие организации, общество. А хиджры смогут себе найти новых друзей в этом огромном мире. Ведь фотография — это хорошее средство борьбы с социальной стигмой. Она помогает увидеть мир с другой стороны.

February 3, 2019
by Николай Павлов
Фотография и культура